Настройка усилителя в автомобиле на примере Rockford Fosgate R300-4.
Впервые задумавшись об установке на автомобиль качественной акустической системы, пользователь обычно приходит к покупке отдельного усилителя. Все дело в том, что только использование усилительной техники в состоянии обеспечить должное качество звучания и выходную мощность сигнала. Однако, после приобретения довольно часто наступает разочарование, так после установки и подключения система требует и правильной настройки. Для этого можно как воспользоваться услугами специализированных магазинов и сервисных центров, так и настроить аппаратуру собственными силами. К слову сказать, последнее вовсе не сложно.
Настройка усилителя в автомобиле подразумевает установку правильной чувствительности на входах и выходах, настройке необходимых частот среза для акустики и перестройка звукового процессора (если таковой имеется). Для примера настройки мы будем использовать 4-х канальный усилитель Rockford Fosgate R300-4:
Хотя зависимо от модели порядок настройки и может отличаться, но не существенно.
Органы управления.
Взглянем на панель настройки нашего усилителя. По бокам видим два светодиодных индикатора – это индикаторы включения и защиты (левый горит (зеленая лампочка), когда усилитель включен, правый (красная лампочка) – при срабатывании защиты, когда происходит автоматическое отключение). Далее следует переключатель дя выбора уровней усиления Punch Bass – с его помощью можно устанавливать уровни усиления 0, +6 или +12 дБ при частоте 45 Гц. Рядом с ним располагается переключатель для регулирования частоты среза фильтра нижних частот (ФНЧ) в пределах от 50 до 250 Гц. Тут же находится переключатель для выбора используемого фильтра LP-AP-HP, при помощи которого можно выбрать необходимый фильтр (в положении LP работает ФНЧ, в положении HP – ФВЧ, в положении AP фильтры отключены). Около данных переключателей находятся установки для регулирования уровня громкости.
Настройка усилителя – коэффициент усиления.
Начнем с настройки необходимого коэффициента усиления для аппаратуры, так как именно от выбора этого показателя будет в дальнейшем зависеть не только громкость, но также качество звучания и соотношение сигнал/шум на выходе. Для качественной и правильной настройки следует выполнить следующий перечень операций:
- Установите на минимум все переключатели на усилители (крайнее левое положение, за исключение переключателя фильтров, здесь необходимо выбрать положение AP – для отключения фильтров).
- После этого включаете воспроизведение композиции на магнитоле (желательно использовать один трек – так проще всего избежать перепадов громкости в разных композициях).
- Начинаем добавлять громкость на магнитоле до тех пор, пока в колонках не появятся явные искажения. При достижении эффекта можно слегка приглушить звук – до пропадания искажений (обычно достигнутое положение регулятора составляет 80-90 % от максимального).
- Начинаем увеличивать коэффициент усиления нашего усилителя (делаем это при помощи регулировок громкости для задних и передних колонок) до тех пор, пока не достигнем необходимого уровня громкости.
- После выполнения данной операции убираем громкость на магнитоле до начального уровня, при этом оставив регулировки на усилителе в достигнутом положении.
После произведения настройки коэффициента мощности для усилителя можно по желанию подстроить уровень усиления басов (для этого воспользоваться переключателем 0-12дБ, подобрав на нем положение соответственно вашим предпочтениям).
Настройка автомобильного усилителя для поканального усиления.
Для настройки поканального усиления (обычно используется для фронтальных динамиков, где отдельному усилению подвергаются пищалки и мидбасы) необходимо воспользоваться переключателем выбора фильтров для нужной группы динамиков (FRONT или REAR). Если установить его в положение AP, то весь диапазон частот будет воспроизведен мидбасами, если HP – пищалками.
Подключение сабвуфера.
При подключении сабвуфера на четырехканальный усилитель стоит воспользоваться схемой: динамики на FRONT, сабвуфер – на REAR. В таком случае переключатель фильтра для FRONT устанавливаем в положение HP, а для REAR – в положение LP. После этого для тыла производим точную настройку частоты среза для ФНЧ при помощи регулировки 50-250 Гц. Если подключение произвести наоборот, то и все настройки выполняются соответствующим образом.
Если ваша магнитола относится к классу продвинутых устройств, тогда регулировка фильтров излишня, так как головное устройство может самостоятельно фильтровать частоты и подстраивать звук.