Тыловой звук в салоне - описание, рекомендации.

Тыловой звук в салоне

В статье рассматривается тыловая акустика, которая поддерживает звуковую картину для пассажиров, сидящих на передних сидениях автомобиля, так как по традиции автомобильная аудиосистема изначально настроена именно на них. Случай лимузинов и им подобных здесь рассматриваться не будет – у них совсем другие решения и критерии.

Итак, заниматься тылом целесообразно после того, как на фронте будут одержаны немаловажные победы, выражающиеся в достижении гладкой частотной характеристики и фронтальной акустики, сформированной звуковой сцене и решенному вопросу с басами.

В любом помещении основной звук доходит до слушателя непосредственно. Но определенная его часть отражается от различных предметов и стен. Интенсивность отраженного звука намного меньше интенсивности прямого, но именно отзвуки делают звучание богатым, наполненным, претендующим на сходство с реальным.

Поэтому тыловые звуковые волны в салоне автомобиля должны быть добавкой к фронтальным (основным) и не давать самостоятельного звука. В этом смысле наш термин «подзвучка» не так полно отражает суть вопроса, как английский «rear-fill», то есть «тыловое заполнение». В техническом смысле «тыловая подзвучка» - это звуковое поле, которое воспроизводиться вспомогательными громкоговорителями, находящимися позади слушателя. Основная цель такой подзвучки заключается в том, чтобы добавить реализма и глубины к звучанию фронтальной (основной) акустической системы.

Многие ошибочно полагают о том, что мощную широкополосную акустику надо устанавливать сзади. Это заблуждение является следствием прошедшего периода развития авто стерео систем, когда, действительно, самым подходящим местом в салоне автомобиля была задняя полка. Надо отметить, что и сегодня существует достаточно автомобильных производителей, не желающих обременять себя компоновочными проблемами, которые связаны с оборудованием качественной фронтальной акустики. Они то и ставят в задней части салона излучатели гораздо большие по размеру, чем установленные на панели приборов или в передних дверях.

Исходя из устоявшихся традиций, производящие головные устройства компании, часто соединяют RCA выходы и встроенные усилители так, что сигналы на линейном выходе (предназначенные для последующего усиления) обозначаются как тыловые.

Можно ли отнести такие системы к высококачественным? Определенно – нет. Какими свойствами обладает тыловое звуковое поле, если исходить из общих принципов проектирования звуковой системы в автомобиле, точнее – если нужно наиболее реалистичное воспроизведение звука.

Во-первых, отраженный звук не имеет осмысленных басов. Да, низкие звуки отражаются, но при отражении не несут информации о местоположении источника, как раз поэтому устанавливать сабвуфер можно где угодно. Далее, высокочастотные составляющие в отраженном звуке практически отсутствуют, так как с расстоянием и при отражении сильно ослабляются.

Несколько советов:

  • Не устанавливайте высокочастотные излучатели сзади. Проще и дешевле приобрести пищалки, предназначенные специально для фронтального комплекса.
  • Не устанавливайте большие динамики в тылу. Идеальными здесь являются 3,5-4 дюймовые широкополосные или средне частотные головки.
  • Не планируйте большую мощность тыловых каналов, так как соответствующий уровень мощности после настройки будет меньше мощности передней акустики в 20-100 раз – это единицы ватт даже на максимальной громкости.
  • Лучше, когда звук от тыловых динамиков достигает слушателей не напрямую, а после отражения, к примеру, от заднего стекла, в результате чего воссоздается диффузное звуковое поле.
  • Если в багажнике установлен сабвуфер и тыловые динамики не изолированы от пространства багажного отделения, то низкочастотные колебания, взаимодействуя с тыльной стороной диффузоров, будут заставлять последние работать в режиме пассивных излучателей. Все это вызовет интермодуляционные искажения, довольно неприятные на слух. Поэтому тыловые динамики следует отделять герметичными боксами. Это также будет способствовать демпфированию тыловых головок и, как следствие, улучшит переходные характеристики.

Назад в Статьи


Похожие статьи: