Аудиосистема (динамики)
Автомобильные динамики имеют несколько стандартных размеров, основанных на дюймовой системе:
3", 3.5"; 4", 5.25", 6.5", 8", 10", 12", 15", 4"х6", 5"х7", 6"x9".
Практически все виды автомобильных динамиков предназначены для установки в традиционных местах. Исключением из правила являются некоторые низкочастотные и большинство сабвуферных головок, специально спроектированные для работы в корпусе относительно небольшого объема.
Для расширения вверх полосы воспроизводимых частот в автомобильных широкополосных динамиках переходят к коаксиальной конструкции и устанавливают дополнительные СЧ-ВЧ-излучатели (от 1 до 4). Производители и продавцы совершенно неправильно называют такие динамики многополосными. Дополнительные излучатели подключены через простейшие фильтры первого порядка (оксидные конденсаторы). Использование более совершенных разделительных фильтров (встроенных или внешних) предусмотрено лишь в дорогих действительно многополосных моделях «коаксиалов».
Основная масса автомобильных динамиков с дополнительными излучателями представлена «круглыми» моделями 10-16 см и эллиптическими 6х9и7х 10 дюймов. Полоса частот, воспроизводимых громкоговорителями этого типа, расширена до 18-26 кГц.
Для систем высокого уровня< применяются раздельные головки, предназначенные для передачи низких, средних и высоких частот. Головки для раздельных систем можно приобрести как отдельно, так и в виде готового набора, включающего в себя, помимо динамиков, и разделительные фильтры (кроссоверы). В последнем случае громкоговоритель называют компонентным.
В качестве ВЧ-излучателей в автомобильных аудиосистемах используются в основном головки с мягкими текстильными или с жесткими металлическими куполами. Субъективная оценка звучания этих излучателей существенно отличается.
Низкочастотные и СЧ-НЧ-динамики обычно имеют диаметр от 13 до 20 см и, в большинстве случаев рассчитаны на работу в довольно значительном объеме. Материал диффузора может быть самым разным, от бумаги до кевлара, поэтому верхняя граница полосы воспроизводимых частот весьма индивидуальна для каждой модели - от 2-3 кГц до 5-8 кГц. Нижняя граница у лучших образцов реально опускается до 30-40 Гц.
Сверхнизкочастотные динамики (сабвуферы) имеют диаметр от 16 до 40 см и выше. Они требуют для своей работы специального акустического оформления (Free Air, ЗЯ, ФИ, Bandpass). Обычно в автомобильной установке сабвуферу поручается полоса частот ниже 80-90 Гц. Готовые корпусные сабвуферы различного исполнения выпускаются многими фирмами.