Кроссовер
Качественный автозвук – это не только приятное времяпрепровождения в машине, но и продолжительный срок службы аудиосистемы. Однако, не смотря на внешнюю простоту конструкции автоакустики, для того, что бы она "правильно" звучала нужно не только с умом расставить все элементы аудио (колонки и сабвуфер) в салоне, но и использовать дополнительные устройства, преобразующие поступающий аудиосигнал в звук и обеспечивающие его чистоту и силу. Такими устройствами являются кроссовер, усилители, различные фильтры.
По своей сути кроссовер – это небольшой ящичек, внутри которого собраны фильтры, которые пропускают сигналы установленных частот. Именно этот прибор обеспечивает разделение различных частот по акустическим каналам. Использование такого устройства позволяет отсеять сверхнизкие частоты, которые не слышны человеку, однако, являются дополнительной нагрузкой на сабвуфер и даже могут привести к деформации его головки (особенно это касается сабов с герметичным корпусом). Также устраняются мидл-басы, основной вред от которых некое шипение, что позволяет безошибочно установить место нахождения саба в салоне автомобиля и портит весь "звуковой букет". То же самое касается средних и высоких частот, качество которых не менее значимо, чем басы. Именно эту функцию выполняют полосовые фильтры, которые пропускают частоты заданного диапазона, отсеивая все, что ниже или выше него.
Различают два вида кроссоверов: пассивные и активные. Главное отличие заключается в том, что первые автономны, так как работают на пассивных элементах (катушки, резисторы, конденсаторы). Для активных кроссоверов обязательным является наличие источника питания для обеспечения работы микроконтроллеров и операционных усилителей. Кроме того, последние из упомянутых приборов требовательны к расположению в акустической цепи – размещение их возможно лишь перед усилителем, тогда как пассивные менее капризны в этом аспекте. Также существенным различием между кроссоверами является их цена. Активные на порядок дороже, но это оправдывается удобством их управления. Изменять характеристики такого прибора можно с помощью регуляторов, вынесенных на его корпус, однако, есть и минусы – необходимость использования отдельного усилителя для каждого канала. Пассивные кроссоверы более дешевые, но для изменения их характеристик необходимо непосредственное вмешательство в схему.
Подбирать кроссовер следует, исходя из количества полос магнитолы. К его настройке следует отнестись с особой внимательностью, так как неправильная установка и отладка даже дорогостоящей техники может сказаться на низком качестве звучания. Для того, чтобы наверняка обеспечить себя качественным звуком следует комбинировать использования активных и пассивных кроссоверов. Это позволит компенсировать недочеты первых и вторых и обеспечить максимальное качество звучания на каждой полосе. Так, установив сабвуфер в багажнике, а динамики - в салоне, используя активный кроссовер можно избавиться от необходимости протягивать дополнительный провод включения от управляющего устройства к сабу. Однако, если в автомобиле уже имеется автоусилитель, то перед тем как приобретать кроссовер следует убедиться, что в нем нет встроенного дозвукового фильтра, так как в этом случае можно обойтись без приобретения этого дополнительного оборудования.