Об автозвуке.
Еще недавно желание иметь в автомобиле автозвук класса Hi-Fi расценивалось большинством окружающих в лучшем случае как пижонство. Однако для многих автомобилистов машина превратилась в нечто большее, чем просто средство передвижения. Отношение к автомобилю как к среде обитания уже не вызывает недоумения окружающих, а поклонников качественного звуковоспроизведения и мультимедиа в автомобиле становится все больше. Человек, проводящий за рулем несколько часов в день, хочет слушать не только последние известия, поэтому вполне объяснимо желание иметь в машине нечто большее, чем просто "магнитола + две колонки". Автомобиль нередко остается единственным местом, где можно послушать музыку в свое удовольствие, не создавая проблем окружающим. А мультимедийная система способна превратить его в дом на колесах.
Не верьте тем, кто говорит, что музыка в салоне автомобиля хорошо звучать не может "по определению", а стало быть, не нужна. Хорошее звучание в салоне автомобиля не только возможно, но и необходимо - по крайней мере, его владельцу. По данным последних исследований правильно подобранная музыка снижает утомляемость водителя. Однако никакого особенного автозвука нет и быть не может, хотя конструирование качественных автомобильных аудиосистем имеет свои специфические особенности. Это связано с акустическими свойствами салона автомобиля, о чем будет рассказано позднее.
Как нет двух одинаковых автомобилей (это прекрасно знают автолюбители), так нет одинаковых аудиосистем. Создателю высококачественной установки придется стать конструктором, художником, механиком и овладеть еще десятком других специальностей. Автозвук - это сплав музыки, науки и спорта, поиск закономерностей и выработка теорий еще ждут своих первооткрывателей.
Нередко поиск идеала идет годами. Этот увлекательный процесс, помимо точного расчета, включает в себя немалую долю "шаманства", а самые удачные установки сродни произведениям искусства. Обойтись при этом только готовыми изделиями практически невозможно. Необычные компоновочные и схемотехнические решения несут в себе индивидуальность автора, а самые удачные становятся объектом для подражания. В этом плане автозвук подобен автоспорту - новинки, бывшие когда-то уделом рекордных автомобилей, теперь применяются в серийном производстве.
Впрочем, автозвук уже стал одним из видов спорта. В олимпийскую программу он пока не включен, но это дело будущего. За рубежом соревнования по качеству звучания автомобильных аудиосистем проводятся уже много лет. В России соревнования различных форматов регулярно проводятся с 1998 года и неизменно привлекают большое количество зрителей и участников из разных городов. За прошедшие годы география соревнований расширилась: прошла серия соревнований на первенство Урало-Сибирского региона, ряд соревнований на Дальнем Востоке.
Благодаря растущему интересу к автомобильной аудиотехнике появились специализированные издания, предлагающие готовые решения в этой области. В то же время они дают немало пищи для размышлений самодеятельному конструктору. Публикации на эту тему появились и в радио-любительской литературе. Конечно, заниматься самостоятельной разработкой и изготовлением магнитол, приемников или телевизоров в наши дни вряд ли кто станет - в продаже имеется аппаратура на любой вкус, однако доработка и изменение ее характеристик всегда по силам любителю.
Что же касается усилителей и дополнительных устройств - это традиционно наиболее популярные конструкции для самостоятельного изготовления. Тем более что в ряде случаев «коробочку» с необходимыми свойствами легче изготовить, чем купить. Поэтому среди поклонников автозвука появилось пока немногочисленное «леворадикальное» крыло. Самодельная аппаратура, минималист-ский подход к конструированию (чем проще - тем лучше). Впрочем, простота в данном случае не означает дешевизну. Время и труд бесплатны только для себя, а на пробы и ошибки и того, и другого уходит немало. Ведь понятия "дешево", "хорошо" и "быстро" сочетаются только попарно...
Но источник сигнала и усилитель - только надводная часть целого айсберга проблем, встающих перед создателем мобильной установки. Скептическое отношение к Hi-Fi в автомобиле вызвано прежде всего безграмотным подходом к установке акустических систем. Ошибки пытаются устранить техническими изменениями, такими как замена динамиков, установка усилителей; хотя в подобной ситуации необходим пересмотр компоновки системы в целом.
При любом подходе к аудиосистеме в процессе установки аппаратуры необходимо выполнять определенные требования. Поэтому если вам предлагают "быстро и качественно установить музыку" - не верьте. Процесс этот совсем не быстрый, даже если на автомобиль набросится целая бригада («лобовой» вариант - скопировать готовую систему или установить все компоненты в штатные места - рассматривать не будем, это не спортивно). Оставим пока в стороне дизайн системы и удобство управления - это важные, но не основные требования. В первую очередь речь пойдет о качестве звучания и о том, какими средствами решить эту задачу.
Любая аудиосистема состоит из трех составных частей: источника сигнала, усилительного тракта и акустического преобразователя. Они же являются причинами искажений звукового сигнала. Задача конструктора - разработать структуру тракта и подобрать компоненты так, что эти, искажения были минимальными при разумных затратах на их минимизацию.