Качественная звукоизоляция как инструмент на пути к идеальному звуку.
Вступления
Звукоизоляция давно перестала быть прерогативой, осуществляемой только лишь элитными автомастерскими. Многие мастерские средней категории способны сейчас произвести простейшую шумоизоляцию даже без привязки к такой услуге, как установка аудиоаппаратуры. Все верно, ведь даже без музыки порой хочется просто огородить себя от рева двигателя и негромко поговорить с пассажиром, следуя по заданному маршруту. В случае же установки дорогих аудиосистем требуется достичь действительно качественной звукоизоляции, что раньше можно было получить благодаря использованию импортных материалов, например, PROCON, Dynamat и V-Block. Однако требования сегодняшнего рынка заставляют искать более дешевые методы борьбы с шумом.
Теория
Одним из таких способов является использование уже готовых комплектов, в которые входят куски разных материалов, величиной и формой адаптированных под конкретную модель автомобиля, а также подробная инструкция, какой кусок и куда требуется приклеить. Этот путь позволяет сравнительно просто и быстро добиться снижения шума примерно в полтора раза.
Но для тех, кому хочется большего, существует другой, более сложный, но в то же время более действенный путь – собственноручная подготовка и установка звукоизоляции из специальных отечественных материалов, поставляемых в профессиональной упаковке – рулонах и листах. Такие материалы ценны тем, что практически все из них разрабатывались и тестировались в России для применения в различных условиях, включая военную технику, а значит в действительности обладают не только высокими вибро- и шумопоглощающими свойствами, но и такими качествами, как стойкость к коррозии, к высокой температуре, прочность, легкость в обработке (легко гнутся, режутся, повторяют контуры поверхности).
Для эффективной борьбы с шумом, нужно сперва разобраться в причинах его появления. Природа появления шума в салоне автомобиля может быть разная, однако главной из них все же можно считать то, что металл является хорошим проводником звука, отсюда слышимость работы двигателя, стука амортизаторов и камешка, ударившегося о дно. Все это создает звуки разной громкости и частоты колебаний.
Не существует универсального материала, способного одинаково хорошо справляться с поглощением шума различных частот. Отсюда вывод: нужно использовать многослойное покрытие, каждый слой которого будет справляться с определенной задачей, а готовый бутерброд – с проблемой целиком. Такой бутерброд состоит обычно из трех слоев: демпфирующего (увеличивающего массу металла, к которому крепится, тем самым снижая частоту резонанса), звукобарьерного (алюминиевого или свинцового) и поглощающего звук (мягкие пенные полимерные материалы).
Практика.
На практике идея реализуется следующим образом. Автомобильный салон сначала полностью разбирается, включая снятие сидений, обшивки с дверей и потолка, торпеды. Затем к уже доступной поверхности голого металла крепится слой из вибропласта, состоящего из смеси каучуков и имеющего толстый слой алюминиевой фольги. Материал отлично гасит вибрацию и подходит для обработки дверей, пола, крыши, тоннеля, перегородки моторного отсека, крышек багажника и капота. К тому же материал обеспечивает полную герметизацию металла и, как следствие, дополнительную защиту от коррозии. В случае, когда динамик жестко закреплен к каркасу двери, каркас полностью оклеивается вибропластом, тем самым создавая поверхность, препятствующую возникновению акустического замыкания, которое снижает отдачу динамика в низких частотах. Демпфированная дверь позволяет решить проблему, возникающую при размещении фронтальной акустики – воплотить условия максимальной отдачи в частотах ниже 500 Гц. Перед нанесением материала поверхность нужно обезжирить растворителем или ацетоном и дать высохнуть в течение 5-10 минут.
Следующим слоем служит Сплэн – шумопоглощающий материал, состоящий из пенополиэтилена. Сплэн, также имеющий липкий слой, наклеивается поверх вибропласта.
Самоклеющийся полимерный материал визомат используют в качестве третьего слоя. Его размягчают при помощи строительного фена, а затем наносят на поверхность. Визомат отлично гасит резонансы как металлических, так и пластиковых панелей.
Для любителей более скрупулезно подойти к решению проблемы можно дополнительно посоветовать проклеивать места соприкосновения металла с пластиком специальной лентой, устраняющей скрипы.
Такой многослойный бутерброд имеет все качества для эффективной борьбы с вибрациями и шумами и способен повысить звукоизолирующие свойства автомобиля более чем в 2 раза. В машине с подобной звукоизоляцией ничто не помешает наслаждению звуком вашей аудиосистемы.