Bi-amping и Bi-wiring
Bi-amping - это подключение ВЧ-, СЧ-, НЧ-динамика одного канала через различные усилители.
Bi-wiring - это подключение ВЧ-, СЧ-, НЧ-динамика одного канала через через один усилитель, но используя двух или трехкабельное подключение.
Многие автомобилисты устанавливают АС в двери и заднюю полку с подключением к магнитоле по штатной схеме «фронт-тыл». Аналогичные подключения автоакустики применяются в автомобилях, прошедших предпродажную подготовку, и в большенстве подержанных автомобилях. Акустические недостатки такого варианта подключения описаны раньше. Однако, поскольку такой вариант все еще распространен, рассмотрим метод для его улучшения, практически с минимальными затратами.
При установке автодинамиков в заднюю полку СЧ и ВЧ составляющие сигнала вызывают большое смещение звуковой сцены назад. Исправить это положение несложно, ограничив полосу воспроизведения задних динамиков нижними частотами. Так как в этой роли часто выступают коаксиальные динамики, самый простой способ - отключить «пищалки» (их можно будет использовать для модернизации фронтальной АС). Можно также использовать в качестве тыловых низкочастотные головки. Однако остаточный уровень СЧ - и ВЧ -компонентов будет с избытком. Для снижения надо применить ФНЧ с частотой среза порядка 0,8-1 кГц.
У большинства малогабаритных коаксиальных или широкополосных динамиков, используемых в таких установках для фронтальной автоакустики, НЧ-составляющие сигнала вызывают перегрузку и искажения уже при среднем уровне громкости. Очевидно, что для устранения этого дефекта нужно применить ФВЧ. Неплохих результатов обычно можно достичь при использовании фильтров первого порядка с частотой среза 90-180 Гц.
Еще одно решение: переход к компонентной автоакустике, в этом случае мидбасовые головки можно установить в подобающее акустическое оформление. В этом случае нужно применить раздельное усиление (Bi-amping), тогда будет возможность регулировать тональный баланс не только регуляторами тембра, а так же соответствующим распределением мощности усилителей, что частично может компенсировать нам отсутствие эквалайзера. При использовании готового комплекта двухполосной АС лекгче всего использовать штатный кроссовер, разделив входы ФВЧ и ФНЧ для подключения к фронтальным и тыловым каналам. Между прочим, такой вариант подключения предусмотрен в большинстве двухполосных коаксиальных динамиках и компонентных динамиках. При самостоятельном изготовлении расчет фильтров стоит производить по любой известной методике. При этом предпочтения следует отдать фильтрам первого порядка: они вносят минимальные фазовые искажения и потери, несложны в изготовлении и настройке и мало чувствительны к отклонению номиналов элементов от расчетных.
При частоте раздела 5-7 кГц, характерной при использовании недорогих ВЧ-динамиков, лучше всего проявят себя в таком включении автомагнитолы с неравным распределением мощности между фронтальными и тыловыми каналами. Для упрощения фильтр в канале НЧ можно не использовать, поскольку естественный спад АЧХ большинства головок начинается в этой области частот. Правда, у динамиков с диффузором более 13 см возможно увеличение неравномерности АЧХ на высоких частотах из-за перехода диффузора из поршневого режима работы в зонный. В этом случае необходимость применения фильтра в канале НЧ лучше выяснить опытным путем.
У магнитол с каналами равной мощности каналы, работающие на «пищалки», будут использовать около 1/3 от своих возможностей. В этом случае есть смысл подумать о снижении частоты раздела до 1,5-3 кГц. Для этого требуются ВЧ-излучатели специальной конструкции с низкой частотой основного резонанса и ФВЧ высоких порядков. Стоимость их немалая, поэтому трехполосная фронтальная АС в этом случае может оказаться даже дешевле, а возможности по настройке сцены у нее, заметно больше.
В качестве низкочастотного динамика трехполосной АС при установке в двери предпочтительней использовать широкополосные или низкочастотные автодинамики диаметром 16 см, или эллиптические «6 х 9». Автомобильные динамики меньшего размера неспособны на полноценное воспроизведение частот ниже 100-120 Гц. В качестве СЧ-ВЧ на первом этапе пригодны коаксиальные динамики диаметром 7,5-13 см. При таком варианте установки частоту раздела между полосами НЧ и СЧ/ВЧ удобно выбрать в районе 350 Гц.
Более совершенная распределенная трехполосная АС имеет отдельные излучатели СЧ и ВЧ. Как говорилось, применение разнесенных АС снимает ряд компоновочных ограничений и позволяет лучше использовать каждую головку. ВЧ-головки в трехполосных системах обычно работают при относительно высокой частоте раздела (5-7 кГц) и поэтому не требуют применения сложных фильтров. Для первых экспериментов вполне подойдут «пищалки», изъятые ранее из тыловых «коаксиалов».
Доступные СЧ-головки (или широкополосные в роли СЧ) с «мягким» диффузором диаметром до 10 см вполне можно использовать только с ФВЧ, не ограничивая полосу частот сверху. Их АЧХ в рабочем диапазоне частот достаточно равномерна и плавно спадает на высоких частотах. Головки большего диаметра обычно обладают значительной неравномерностью АЧХ, в этом случае для СЧ-излучателей необходимы полосовые фильтры.
НЧ-головки трехполосных систем при частотах раздела порядка 500-800 Гц в ряде случаев можно включать без ФНЧ, учитывая естественный спад АЧХ и особенности акустического оформления. Это позволит снизить потери на активном сопротивлении катушки фильтра. Однако головки с диффузорами высокой жесткости часто имеют несколько резонансов в области СЧ, создающих призвуки. В этом случае ФНЧ необходим.